Об авторе
Александр Андреевич Савко родился в 1957 году в городе Бендеры Молдавской ССР. С 1974 по 1981 год учился на отделении сценогра-фии в Одесском театрально-художественном училище. В Москву приехал в начале 1990-х, работал в то время в сквоте на Бауманской 13. В 1996 году состоялась первая персональная выставка Савко «Школа киллеров» у Марата Гельмана. Последние годы сотрудничает с Галереей «Файн Арт». Александр Савко известен не только своими произведениями, но также и своими художественными провокациями и инсинуациями, суть которых заключается в его художественном методе. Александр помещает в пространство шедевров мирового искусства (Боттичели, Веласкес и др.) знакомых каждому персонажей масс-культуры - сериалов (Супермен, Бэтман, Человек-Паук, Джокер), мультиков (Русалочка, Микки-Маус, Минни и др.) и компьютерных игр. Абсурдистское действие художника, конечно, не направлено против классиков.
Уже давно великие шедевры были растиражированы многократно, использованы в рекламе, процитированы другими художниками, с развитием анимации они стали подмигивать, помаргивать зрителю, то есть в глазах большинства они утратили свое величие, стали «социально близкими» и приобрели черты элементов масс-культуры.
Пиетет к великому утрачен, уверен художник, в сознаний яркие картинки, ослепительные эффекты да предсказания и прочий бред всевозможных колдунов. Александр Савко надеется: «Если у зрителя есть способность развиваться — то у него будет возможность увидеть первоисточник, познакомиться с тем, что было изначально заложено в эту работу, погрузиться в настоящую культуру и увидеть всю убогость этих современных героев, которыми он восторгается, которые являются атрибутом его повседневной жизни.
Он поймет, в какой простенький и упрощенный мир себя вживил». Однако в 2011 году в городе Таруса Калужской области районный суд признал экстремистской работу Александра Савко из серии «Путешествия Мики Мауса по история искусства» (1995), созданную с использованием измененной гравюрой Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда со сценой Нагорной проповеди и Микки Маусом в роли
Спасителя.
В этом контексте кажется, что А. Савко, выступая как наблюдатель современности и историк искусства, преднамеренно и не без иронии создает двусмысленность между иллюзией изображаемого и приглашением подумать об открытости искусства, его безграничности. Каждый из цитируемых Савко художников является гранью многогранной личности самого автора. В абсурдности его изящных метафор, в ироничной и пародийной форме высказывания кроется с одной стороны утверждение ценности всего во всем, с другой — нормальные сомнения художника и восхищение высоким искусством.
Ирина Филатова